Исследовательские проекты

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КРАСНОЗЕРСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

«КРАСНОЗЕРСКИЙ ЛИЦЕЙ № 2 ИМЕНИ Ф.И. АНИСИЧКИНА»

Исследовательские проекты

 

 

В программе развития музея истории школы на 2010-2012 г.г. одним из основных направлений является поисково-исследовательская деятельность. За этот период накоплен интересный опыт работы в этом направлении.

Краеведение - огромная лаборатория, в которой не только можно, но и нужно организовать поисковую и исследовательскую деятельность учащихся, обучить их элементам исторического исследования, а также на практике осуществлять технологию проектов  и личностно-ориентированного подхода, помогая учащимся понять закономерности исторического развития через краеведческий материал. Поисковая и исследовательская деятельность выводит учащихся за рамки урока и школы, погружая в мир окружающей действительности, расширяет кругозор, область интересов, воспитывается гражданственность и патриотизм, исследуется культурно-историческое наследие истории малой Родины. В исследовательской работе школьники учатся мыслить самостоятельно, осуществлять поиск, изучать проблемы, а также творчески развиваться.    

 

В 2010 году на базе нашего музея была организована инициативная группа ребят из учащихся 9А класса по исследованию уникальных страниц в истории нашей малой Родины. Старшеклассники назвали свою группу «Новое поколение», чтобы подчеркнуть, что они представители другого века не дадут исчезнуть из памяти жителей района исторически значимых страниц истории.

Один из наших проектов мы посвятили празднованию 65-летия Победы в Великой Отечественной войне. Музей истории школы внес свой вклад в сохранение памяти о Федоре Ивановиче Анисичкине земляке – учителе, Герое Советского Союза, который с 1932 по 1936 г.г. работал учителем математики и черчения в Краснозерской школе. С целью увековечивания памяти о Герое-учителе была выдвинута инициатива о присвоении имени Федора Ивановича родной школе. Для реализации идеи был написан проект «Имени Героя достойны» на конкурс социально-значимых проектов, наш проект стал победителем и получил грант. Установлена мемориальная доска на здании школы, посажена рябиновая Аллея Памяти, состоялась торжественная линейка по присвоению имени Героя школе.

Успех нашего проекта стал стимулом для разработки следующего актуального проекта, посвященного знаменательной дате 2012 года в истории школы и Краснозерского района - 70-летию детского дома для детей блокадного Ленинграда в Краснозерском. Эта дата символично совпадает с Годом российской истории.

Проектная группа «Новое поколение»

представляет исследовательский проект

«Дети блокадного Ленинграда в Краснозерском».

                                                                                  

     Все это называется - блокада.

И детский плач в разломанном гнезде...

                                                                                                  Детей не надо в городе, не надо,

              Ведь Родина согреет их везде…

                                                                                      Елена Вечтомова 

 

Актуальность исследования: время неумолимо идёт вперёд, и всё дальше в прошлое отодвигается Великая Отечественная война. В истории нашего посёлка приближается историческая дата - 70-летие  Краснозёрского детского дома, который стал родным  для детей Ленинграда (1942-1961 гг.). Нашим проектом мы сохраняем память о трудном военном детстве и духовном подвиге жителей Краснозерска во имя будущего.

Проблема: современные школьники не достаточно знают об уникальной странице в истории своей малой Родины - Краснозёрском детском доме в военные и послевоенные годы.

Гипотеза: благодаря милосердию, заботе, труду и душевной щедрости жителей Краснозёрского дети блокадного Ленинграда и дети, оставшиеся в годы войны без родителей, смогли пережить войну.

Предмет исследования: история детского дома (источниковедческая база - архивные документы из фондов МУК Краснозерского Художественно-краеведческого музея, музея истории МКОУ Краснозерской СОШ №2 им. Ф.И. Анисичкина, копии списков воспитанников детского дома  из Новосибирского ОБЛОНО, письма-воспоминания бывших воспитанников и работников детского дома, статьи из газеты «Краснозерская новь» за период с 1984 года по 1985 год, фотоматериалы).

Цель исследования: приобщение краснозерских школьников, жителей к сохранению памяти об истории детского дома в Краснозёрском.

Задачи исследования:

1.           Изучение роли детского дома в  жизни детей, эвакуированных в годы войны из блокадного Ленинграда в Краснозёрское.

2.           Воспитание гордости за историю своего села,  уважение к жизни старшего поколения (взрослых и детей в годы войны).

3.           Создание условий для раскрытия творческого потенциала, развития исследовательской и ИКТ-компетентности, самостоятельности,   самореализации учащихся по  созданию исследовательского медиапроекта.

Методы исследования:

- проблемно-поисковый метод;

- анализ архивных документов из фондов музея;

- метод исторического анализа документов;

- метод сравнительного анализа документов;

- беседы и интервью.

 

Ход и итог исследования

 

Этапы работы над медиапроектом:

1.           Подготовительный этап: (10.02.11 – 15.02.11)

1.1      формирование и организация группы для работы над проектом:

O   утверждение тематики работы и определение цели, формулирование задач, определение источников информации, планирование способов сбора и анализа информации;

1.2      разработка индивидуальных планов участников проектной группы;

1.3      планирование творческих заседаний проектной группы;

2.           Поисково-исследовательский этап: (15.02.11 – 25.02.11)

2.1      проведение исследований:

O   изучение архивных  документов из фондов музеев (письма выпускников, фотодокументы, статьи из газеты «Краснозерская новь»);

O    видеоинтервью с организатором группы «Поиск» Рубан П.А., секретарем комитета комсомола школы Дубина Г.Ф., ведущей вечера встречи бывших воспитанников детского дома, учителем Мышко Т.И;

O   изучение интернет-ресурсов по проблеме;

O   анализ и отбор полученной информации;

O   работа по созданию медиапроекта «Дети Блокадного Ленинграда в Краснозёрском»;

3.           Итоговый этап: (10.03.11-14.03.11)

3.1 анализ работы проектной группы и утверждение  презентационной программы;

3.2 предоставление материалов медиапроекта «Дети Блокадного Ленинграда в Краснозерском» в МУК «КХКМ» на районные краеведческие чтения;

3.3 представление медиапроекта на областной конкурс исследовательских медиапроектов школьников «Горжусь своей землей!».

Промежуточные результаты: изучено 20 писем воспитанников детского дома, установлен факт встречи воспитанников и работников детского дома (Краснозерское - 1985 год),  проведено пять интервью, рассмотрено 85 фотодокументов, более 30 письменных документов, работа в 4 программах по созданию мультимедийной презентации;

Итогом данной исследовательской работы является создание медиапроекта и реферата  «Дети блокадного Ленинграда в Краснозёрском», создание новых медиаэкспонатов для музея истории школы,  открытие экспозиции «70 – летию детского дома посвящается» на выставке в районном музее, формирование электронного банка данных материалов в музее школы. В дальнейшем планируем проведение уроков мужества «Духовный подвиг детей и взрослых в годы войны» в музее школы, написание проекта на областной  конкурс социально-значимых проектов.

Дата последнего обновления страницы 28.03.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения